Наследники Победы!
23.04.2015
mdou-chaika4
Тексты
2395
2
5.0
Педагогический проект.
Автор - Дедова Анна Вячеславовна, учитель- логопед МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 4 "Чайка" с. Кочубеевское, Ставропольский край. Актуальность: Современные дети – наследники, тех кто победил фашизм, правнуки тех, кто освободил Европу от коричневой чумы, иными словами, они наследники Великой Победы. Но понимают ли нынешние дошкольники этот факт? Насколько глубоки их представления и чувства о ВОВ, насколько крепка духовно- нравственная связь поколений? В ходе общения с детьми и их родителями, мы пришли к выводу, что если у детей имеются весьма определённые знания, то их явно не хватает, кроме того, отчётливо проявляется и проблема речевая: скудность лексико- грамматических средств языка, и как следствие, бессодержательность связных высказываний и неполноценная коммуникативность по данной теме .
Цель: Побуждать детей к сохранению памяти о поколении, выигравшем Великую Отечественную Войну, формирование чётких представлений о трудном военном времени и причастности всего народа и нашей Армии к Великой Победе, путём тесного взаимодействия с семьями воспитанников и социумом.
Задачи: Образовательные: продолжать формировать представления о том зле, которое принесли фашисты на нашу землю, о подвигах героев и роли Армии в освобождении мира от фашистов, подводить к понятию «города- герои»,
«героизм», о главных битвах ВОВ.
Развивающие: умения устанавливать причинно-следственные связи (с чем связаны голод и лишения, поражения первых месяцев войны, почему трудились даже дети ? и др.). Развитие зрительного гнозиса, упражнять в соотнесении контуров, узнавании некоторых условных и картографических знаков, образности речи, мелкой моторики рук.
Коррекционные: закрепление умения подбирать по смысловому контексту глаголы прошедшего времени во мн. числе, согласовывать все части речи в предложениях сложных конструкций, умение подбирать синонимы, упражнение в умении связно и последовательно пересказывать повествовательные рассказы, логично демонстрируя ту или иную имеющуюся наглядность (макеты, иллюстрации, серии сюжетных картинок, слайды образцы медалей , схематичные планы и др.), тренировка в интонационной выразительности и эмоциональной окраски голоса, формирование навыков чтения в игровой ситуации, навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов различной слоговой структуры.
Воспитательные: воспитывать уважение и гордость подвигами наших предков, желание глубже узнавать о том какой ценой досталась Победа, пробуждать духовно-патриотические чувства на примерах мужества и героизма народа.
Подготовительный этап: беседы о войне, серии экскурсий: в Музей, к Вечному Огню, к Памятнику Неизвестному Солдату, к часам Победы, к доске памяти «Наши земляки – герои», целевые прогулки по улицам села, названным в честь героев ВОВ; плановые мероприятия в библиотеке, подбор и чтение художественной и энциклопедической литературы о войне, конкурс чтецов стихотворений о войне, рассматривание атрибутики тех лет (военная форма бойцов , фляжки и др.), участие коллектива группы и родителей, детей в акции «Георгиевская лента», оформление фотоальбомов «В каждой семье есть свой герой», составление папок: «Навечно в памяти», «Медали и ордена ВОВ», «Города- герои», изготовление макетов «Военная техника времён войны»,
«Морской бой», слушание песен военных лет, рисование рисунков по данной теме, драматизация сценок и др.
Участники среднесрочного проекта: дети подготовительной логопедической группы, учитель - логопед, воспитатели группы, родители.
Необходимые материалы: георгиевские ленточки участникам, листы бумаги, красные карандаши, таблички с названиями и фото городов–героев, план села, звёздочки, медали и ордена времён ВОВ - подлинники и картонные образцы, серия сюжетных картинок «Парад Победы», макеты «Военная техника», иллюстрации городов-героев, буквы, аудио–записи «Песни военных лет», фотоальбом «В каждой семье свой герой», проектор, карты сражений, плакаты и лозунги тех лет, контуры карты европейских стран.
Словарный материал: бомбоубежище, зажигательные бомбы, маршал, рядовой, генерал, немецко - фашистские захватчики, вооружение, конструкторы, инженеры, Сталинградская битва, разгром, наступление, отступление, города- герои, фронт, звание Герой Советского Союза, орден Славы, нагрудный знак «Гвардия»,посмертно, оборона, танковое сражение, рытьё окопов, воздушная тревога, воздушный бой, Европа, Берлин, Красное знамя и др., глагольная лексика: разгромили, прогнали, освободили, установили, расстреливали, взрывали и др.
Методы и приёмы: разбор проблемных ситуаций, ИКТ, использование наглядности, рифмованные задания, использование методов и приёмов в режиме полисенсорики: слуховые и зрительные ассоциации.
Взаимосвязь различных видов деятельности: Конструктивная деятельность (изготовление макетов табличек, картографических знаков) художественно- эстетическая деятельность (музыка, элементы театрализации, рисунки, картины и др.), речевая.
Этапы проекта Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап
• Выявление проблемы в ходе анкетирования родителей, бесед с детьми: что они знают о войне, кто из их родственников не пришёл с той войны и др. • Чтение и анализ художественной литературы о войне.
• Чтение и разбор литературы энциклопедического характера, серия НОД по теме и др.
• Работа детей по индивидуальным
Проектам.
• Проведение бесед о Великой Отечественной Войне.
• Сбор сведений о фронтовиках тружениках тыла, работа с семьями воспитанников .
• Оформление фотоальбома «В каждой семье свой герой ».
• Составление рассказов по фото, изготовление макета «Военная техника», плановые мероприятия в библиотеке.
• Экскурсии к часам Победы, в музей, по улицам села Кочубеевского, названных в честь героев ВОВ. • Игры и грамматические упражнения по теме«Подбери нужное действие»
«Шифровальщики»
«Названия наших
улиц», « Найди на
плане» и др.
• Заучивание стихотворений о войне, подготовка к конкурсу чтецов,
• Оформление выставки рисунков «Салют Победы»
• Экскурсии к Вечному Огню.
• Составление альбомов
«Города-герои»,
«Улицы героев »,
• Подбор атрибутов к конкурсу чтецов. • Проведение конкурса чтецов.
• Составление рассказов «Города герои»
• «Вторжение», «Великие битвы » и др.
• Просмотр документальных фильмов «Парад Победы»,«Война – как это было ..», «Оборона
Сталинграда»,
• Рассматривание папок
«Навечно в памяти» • Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Парад Победы»,
• Игры на развитие обобщений и группировки
«Рода войск»,
«Какому бойцу что?»
• Составление рассказов с элементами описания
«Наши
самолёты »
• Чтение Л. Кассиль
«Секретное оружие Катюша» и
др.
• Рассматривание орденов и медалей времён ВОВ, подлинных и их печатных каталогов и образцов .
• Заучивание пословиц и поговорок о войне и мире.
• • Составление описательных и сравнительных словесных характеристик медалей и орденов .
Акция «Георгиевская ленточка» • Викторина
• «Надевают наши деды боевые ордена»
Проект «Наследники Победы».
Ход проекта: Логопед:
Логопед обращается к присутствующим :
Листки календаря листая ,
Найдите дети 9 Мая –
День этот красным цветом обведите
Про эту дату - расскажите!
Предполагаемые ответы детей:
Приближается Праздник День Победы!
Логопед:
Верно приближается 70-летие Великой Победы! Победы кого над чем и кем?
Предполагаемые ответы детей: Это победа Добра над злом – победа нашей Армии , народа над немецко-фашистскими захватчиками.
Логопед: Подбор глагольной лексики (слов - действий)
Кто же сумеет ответить мне -
«Что делали фашисты на нашей родной земле?
По-настоящему страшны слова-действия эти,
Но всё же пусть перечислят их дети!
Предполагаемые ответы детей:
Они жгли, убивали, расстреливали, уничтожали , разрушали, бомбили, взрывали, грабили, морили голодом, издевались .
А как же сказать про действия наши?!
Пусть громко звучат ответы ваши –
Мы: защищали, вооружались, охраняли, прогоняли,не трусили, не боялись, сражались, бились, трудились, сплотились, не отступили, не покорились, не спали, не доедали, насмерть стояли, спасали, освобождали, выстояли и победили!
Логопед:
Да! Победили, но мы не забудем, и не забыли
Вспомним, давайте - как это было ...
Звучит фоновая музыка на мотив песни «От героев былых времён...» Защита индивидуального проекта «Вторжение. Великие Битвы» Святослав Зайко.
(адаптированный повествовательный рассказ с использование ИКТ: о начале войны, о битвах под Москвой, под Сталинградом, на Курской дуге, взятие Берлина)
Логопед :
Сначала войны тяжело нам пришлось –
Старым оружием воевать довелось-
Фашисты тогда над нами смеялись ,
С подлой издёвкой они потешались:
«Лётчики ваши - отважные
А самолёты – бумажные!»
В тылу мы оружие изобретали
Инженеры, конструкторы – все помогали!
И стало наше оружие – лучшее в мире,
С этим оружием мы победили!
(
фоновая музыка: песня «Первым делом самолёты...» из кинофильма режиссера Р. Быкова « В бой идут одни старики ») Защита индивидуального проекта Кирилла К. «Слава русского оружия». Рассказ с элементами описания, использованием наглядности, макетов: о секретной «Катюше», о автомате Калашникова, о танке Т-34, о самолёте ЯК, ИЛ.
Логопед: «
Составь предложение про военную технику »
После каждого боевого полёта -
Рисовали звёздочки на крыльях самолёта
Звёздочки на технике будем мы считать
Про это предложения будем составлять
Но только одинаково не стоит повторять !
Чем предложение длинней, тем для нас
Оно ценней!
Логопед: «Подбери похожее название кораблю»
А как звучат названия военных кораблей?
Вы прочитайте их ребята поскорей –
Названия схожие по смыслу подберите
И корабли в эскадру по парно соберите! (дети попарно выкладывают картонные корабли с названиями-синонимами: «Смелый - бесстрашный»,
«Быстрый –стремительный »на синюю волнообразную ленту ).
Логопед: По улицам села мы мысленно пройдём и улицы героев громко назовём !:
Варвара К. защита индивидуального проекта «Улицы героев».
По итогам проекта ею предлагается поиграть в игру «Разделим названия улиц», сгруппировать улицы: под звёздочку положить таблички с названиями улиц, названных в честь героев ВОВ например: Гайнулина, Сотникова, Скрипникова и др., а под домик, улицы, названные по месторасположению или другим признакам: Луговая, Восточная, Школьная, Кубанская и др.
Логопед: А теперь, мои друзья, предлагаю игру я !
Звуко - буквенный анализ слова.
Чтоб враг не смог бы слово прочитать,
Его мы будем - шифровать,
Вот, если слово схемой заменить.
Тут нужно ключи к шифру применить –
*Перед вами ключик красный, им звук шифруем только …(гласный)
*А кто из вас, ребята знает, что эти два ключа обозначают?
демонстрирует зелёный и синий ключики (согласный твёрдый и согласный мягкий звуки)
*Что же ещё необходимо знать, чтоб звуки в слове шифровать?
(дети называют исключения: к звукам «Ц, Ш, Ж» зелёный ключ не подойдёт, у них нет мягкой пары только синий, а к звукам «Щ» - «Ч» подходит только зелёный ключ , они всегда будут мягкие и не имеют твёрдых пар.)
*С чего ж мы станем начинать? (на слоги слово разделять)
*А у кого уже ответ готов? («сколько в слове звуков, столько и слогов» – 4 слога в слове «пар-ти-за-ны»)
Логопед напоминает детям: На слоги слово разделяем, их цифрами обозначаем.
*Силы в голосе добавим – ударение поставим! (дети определяют ударный гласный)
*Поочередно звуки в слове будем называть, их ключиками шифровать!
(дети дают характеристику звукам в слове « Партизаны » гласный – согласный, по твёрдости – мягкости, звонкости- глухости).
Логопед:
Да, мир в стране у нас теперь и побеждён фашистский зверь,
Читают дети по слогам – вот лозунг здесь ,
А надпись там, как хорошо про то не знают
Про что они сейчас читают…
(дети читают лозунги и надписи военных лет: «Отстоим Москву!», «Осторожно, мины!», « Бомбоубежище », « Ни шагу назад! », «Хлеба нет !» и др.
Мини- сценка: «Чужие награды »
Логопед: Вот шкатулка, вот медали – ими героев в войну награждали!
Раз внучок Игорёк, взял награды и молчок … (ребёнок берёт бутафорские медали и крадётся на цыпочках). Только из дому он вышел и скорее наутёк – (бежит к детям, становится в центр круга)
Я герой! Я герой! Ну – ка, кто играть со мной?
Я - в атаку ходил! Сам фашистов победил!
В рук, в ногу ранен был , меня маршал наградил !
А ребята, в ответ:
Дети: разве ты воевал? разве ты рисковал? разве ты голодал? Разве ты войну видал?
Покраснел Игорёк и стыдливо примолк: Только вот не пойму, отчего, почему – стало стыдно ему?
Дети хором: Чужие награды - надевать не надо!
Не твои медали – не тебе их дали!
Логопед: Хранят медали бережно не зря – про них сейчас узнаем мы, друзья.
Защита индивидуального проекта «Медали ВОВ». Артём Т. с помощью наглядности рассказывает о орденах и медалях.
Логопед: Фото альбом раскроем свой –
В каждой семье есть свой герой ….
Защита подгруппового проекта « В каждой семье есть свой герой» Составление рассказов семейным по фото об участниках войны (фоном звучит музыка)
Логопед: Как удивлялись тут фашисты: вот это сила!
Это да! … Герои тут не только люди,
Герои даже – города!
Защита индивидуального проекта: «Города – герои» Вероника Т.
звучат тихим фоном песни «Севастопольский вальс», «Ты одессит, Мишка...» и др.
Логопед: Детям предлагается отгадать названия и вписать в клеточки названия некоторых городов - героев, по типу кроссворда :
• город из 4-х букв;
• в мирное время славился своими сувенирными пряниками;
• стал преградой на пути к Москве? (Тула),
• город, на каждой улице, которого шёл бой, расположен на берегу Волги? ( Волгоград );
• На Чёрном море, город славы русских моряков (Севастополь) и др.
Защита индивидуального проекта «Освобождение. Конец войне» Саша К. работа с картой- макетом:
На запад наша Армия, вперёд
Так быстро наступала -
Фашистам передышки больше не давала!
(поворот чёрных стрелок на запад)
Отвоевала наша Армия тогда -
Не только лишь родные сёла, города –
(наложение красных стрелок на карту, перемещение техники по макету)
Европы страны мы освободили
Спокойствие и мир им подарили! –
Болгария – на берегу Чёрного моря расположилась (показывает на карте)
С нашим народом она подружилась,
Болгары память о победе чтят,
И за свободу нас благодарят!
(отодвигает на карте стрелки чёрного цвета и ставит красные стрелки, убирает технику и солдатиков)
Страна Албания – мала, но много горя понесла-
Только быстрое нашей армии продвижение
Спасло албанцев от уничтожения,
Чехословакия – народы там живут славянские -
нам они близкие и братские, к ним в 45- м мы поспешили
Их от фашистов освободили!
Румыния – фашистов дальше прогоняя,
Вошли войска наши в устье Дуная (перемещает катера)
Румыны от фашистов тоже настрадались
В военной помощи они нуждались
Югославия – тогда страна эта так называлась,
А уж после на малые страны распалась-
Наши войска там все очень ждали -
Цветами встречали и ликовали!
Австрия - страна, где старинные замки
Альпийские горы – оттуда фашисты бежали с позором!
Очень спешно они отступали, на поле боя технику и раненых бросали..
Венгрия – когда войска страну освободили
То ТЫСЯЧИ солдат там жизнь свою сложили!
Польша – спасла наша Армия польский народ -
С боями она прорывалась вперёд-
Варшаву - столицу и Краков спасла -
Людские потери при этом несла …
Германия – до самой Германии фашисты отступали
Последние силы в бой они бросали -
Но наша Армия сильна, в боях она закалена
И вот перед нами разбитый рейхстаг!
(берёт в кольцо, ставит на карту Красный флажок)
И красный над ним возвышается флаг!
Так в майский день закончилась она –
Тяжёлая и долгая война …
Логопед:
И вам, ребята это нужно знать!
Ведь предстоит задание выполнять:
Сейчас страну я буду называть, а вы её название найдите, по контуру, на
карту поместите.
Логопед: Подбор родственных слов к слову « Победа» используется модель «Дерево родственных слов»:
Логопед:
Победа – слово, ведь какое,
Долгожданное, родное –
Слова – родственники ему подберём -
Весну 45го мы как назовём? (победной)
Армия наша защитница – фашистов она … (победительница)
Народ, конечно, … победитель, ведь он же тоже … победил
Ну, а парад? (парад – победный)
Где и когда он проходил?
Защита индивидуального проекта «Парад Победы» Карен К. рассказ по серии сюжетных картинок, подготовленных мамой и ребёнком о ходе Парада Победы.
Логопед:
Она и огненная, она и чёрная -
Как будто в боях закалённая
Праздника Победы - весточка
Наша ……..? (Георгиевская ленточка)
Никита и Максим У. хотят нам рассказать о том, почему они сегодня, в преддверии праздника Победы надели Георгиевские ленточки?
Выступление «Георгиевская ленточка – символ Великой Победы ». Дети дарят георгиевские ленточки всем присутствующим под музыку .
Итог – речёвка:
Ребёнок: У нас воевали прадеды -
Логопед: У нас воевали деды –
Но все мы, ребята с вами: Наследники Великой Победы !
Ключевых слов нет...