Образовательный портал
Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Форум » Музыкальному руководителю детского сада » Методическая копилка » Работа с особенными детками (материалы для работы с детьми с особенностями развития)
Работа с особенными детками
Елена_МарковнаДата: Вторник, 13.08.2013, 23:25 | Сообщение # 16
оратор
Группа: Модераторы
Сообщений: 815
Статус: Offline
Разработка занятий с детьми с ЗПР по коррекционной ритмике в условиях ДОУ компенсирующего вида


Введение

Современный этап развития образования характеризуется усилением внимания к актуальнейшей проблеме предупреждения и преодоления школьной дезадаптации, проявляющейся в низкой успеваемости, в отклонениях от норм поведения, в трудностях межличностного взаимодействия у значительной части учащихся, в количественном росте детей с задержкой психического развития.
Изучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) - важнейшее направление в исследовании этой проблемы.
Современные методы дифференциальной диагностики позволяют выявить нарушения в младшем дошкольном возрасте и своевременно обеспечить ребенку коррекционно-педагогическую помощь, направленную на преодоление имеющихся недостатков в развитии, на предупреждение и профилактику вторичных отклонений.
Целью коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, отстающими в развитии, является формирование психологического базиса для полноценного развития личности. Важно сформировать «предпосылки» мышления: память, внимание, различные виды восприятия, развивать зрительные, слуховые, моторные функции и межанализаторные связи, пробудить познавательную и творческую активность ребенка. Необходимо создавать условия для становления ведущих видов деятельности.
Детский сад компенсирующего вида № 46 г. Торез Донецкой области посещают дети с ЗПР и дети с нарушением интеллекта. Самой многочисленной является группа детей с ЗПР церебро-органического генеза (80%) различной степени тяжести.
Задача: разработать занятия с детьми с учетом их особенностей с целью коррекции отклонений в развитии.

Краткая характеристика детей с ЗПР, их основные проблемы

Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.
Познавательная деятельность дошкольников с ЗПР характеризуется рядом особенностей.
Внимание этих детей отличается неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.
Установлено, что многие из детей испытывают трудности в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий, по сравнению с нормой, уровень развития. Отмечаются недостатки тактильно-двигательного восприятия.
У детей с ЗПР замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной координации. Недостаточность межсенсорного взаимодействия проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок.
Память детей с ЗПР также отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память.
Значительным своеобразием характеризуется их мыслительная деятельность. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают и трудности в формировании сферы образов-представлений. Отмечается репродуктивный характер деятельности детей с ЗПР, снижение способности к творческому созданию новых образов. Замедлен процесс формирования мыслительных операций.
Нарушения речи при ЗПР преимущественно имеют системный характер и входят в структуру дефекта. Многим детям присущи недостатки звукопроизношения и фонематического развития.
Среди наших воспитанников много дошкольников с таким речевым нарушением, как дизартрия (80-90%): у них невнятная речь, слабо развита речевая моторика, бедная мимика, неправильное дыхание (учащенное, поверхностное), ускоренный или замедленный темп речи, слюнотечение, усиливающееся во время речи, скованные движения.
На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций. Дети имеют ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужено употребление глаголов. Затруднены словообразовательные процессы. Ряд грамматических категорий дети практически не используют в речи.
Незрелость внутриречевых механизмов приводит к проблемам формирования связной речи.
У детей с ЗПР снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Ролевое поведение отличается импульсивностью. Не сформирована игра и как совместная деятельность.
Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР обусловливает своеобразие формирования их поведения и личностных особенностей. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности либо, наоборот, вялости, апатичности. Страдает сфера коммуникации.
Следует отметить некоторые особенности формирования двигательной сферы детей с ЗПР. У них не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, однако обнаруживается отставание в физическом развитии, несформированность техники в основных видах движений, недостаточность таких двигательных качеств, как точность, выносливость, сила, гибкость, ловкость, координация. Особенно заметно несовершенство мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, что тормозит формирование у детей графомоторных навыков.
Формирование познавательной, речевой, двигательной, эмоциональной сфер детей с ЗПР идет параллельно с формированием чувства ритма. Существует взаимосвязь между ритмической способностью человека и высшей психической деятельностью и поведением. Ритмические способности формируются при взаимодействии зрения, слуха, движения. Значит, для того чтобы добиться эффективности в работе с детьми с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью, нужно включать в согласованную работу все анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, кинестетический. Возникает необходимость в комплексном развитии мышления, речи, моторики ребенка. Педагогический опыт показывает, что этому в значительной мере способствует коррекционная ритмика.

Комплекс коррекционных занятий, предлагаемый для детей с ЗПР

Цель коррекционной ритмики - преодоление психологического и речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой, а в конечном итоге - лучшая адаптация к условиям внешней среды. Коррекционная ритмика призвана повышать эмоциональный тонус, корригировать моторные недостатки. Педагогами ДОУ была разработана система занятий по коррекционной ритмике с детьми с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью (от 3 до 7 лет). На занятиях реализуется основной принцип специального образования - коррекционной направленности образовательного процесса.
Коррекционная работа проводится по основным направлениям: развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, восприятия, воображения, внимания), ориентировки в пространстве и во времени; развитие сенсорных и моторных функций; формирование кинестетической основы артикуляторных движений; развитие мимической мускулатуры; развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности; формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности (дружелюбия, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности и др.).
Коррекционная направленность занятий обеспечена учетом механизма и структуры психологического и речевого нарушения, возрастных и личностных особенностей детей, состояния их двигательной системы, характера и степени нарушения неречевых и речевых процессов: пространственного праксиса, гнозиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. Решение на занятиях воспитательных задач способствует умственному, нравственному и эстетическому развитию воспитанников.
Рекомендуется занятия коррекционной ритмикой проводить 1 раз в неделю со всей группой (10 детей). Продолжительность занятий в младшей группе - 15 минут, в средней - 20 минут, в старшей - 25 минут, в подготовительной - 30 минут.
Коррекционные занятия с умственно отсталыми детьми нужно проводить с учетом требований программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» (программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта) под ред. Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. - М., 2002. Занятия в группе для детей с ЗПР по программе «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под ред. Шевченко С.Г. - М., 2003. Материал программы по ознакомлению с окружающим, развитию речи, игровой деятельности, музыкальному развитию используется на занятиях в соответствии с возрастом детей, их индивидуальными возможностями.
 
Елена_МарковнаДата: Вторник, 13.08.2013, 23:26 | Сообщение # 17
оратор
Группа: Модераторы
Сообщений: 815
Статус: Offline
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Все занятия обеспечивают психическую защищенность ребенка, удовлетворяют его потребность в эмоциональном общении с педагогом.
На каждом занятии по коррекционной ритмике все упражнения объединены общей темой и сюжетом. В сюжеты занятий введены образы героев сказок и мультфильмов, животные, игрушки, увлекательные приключения. На занятиях совершаются воображаемые путешествия, экскурсии, поездки. Все это эмоционально окрашивает процесс обучения, обеспечивает устойчивое внимание, а значит, способствует лучшей результативности. При проведении занятий необходимо тесное взаимодействие дефектолога, музыкального руководителя и воспитателя.
Хорошие результаты на занятиях коррекционной ритмикой достигаются при условии равномерного распределения психофизической нагрузки. Структура занятий учитывает это требование и включает в себя следующие элементы:
ритмическая разминка (вводные упражнения);
упражнения, регулирующие мышечный тонус;
упражнения на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления;
упражнения на развитие чувства темпа и ритма;
упражнения на развитие согласованности речи и движения;
упражнения на развитие дыхания и голоса;
упражнения на развитие речевых и мимических движений;
пение;
упражнения на развитие творческих способностей, воображения;
упражнения, направленные на обобщение, расширение и активизацию словарного запаса, на развитие грамматического строя, на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов;
упражнения на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук;
подвижная игра;
релаксация (расслабление, успокоение).
Особая роль на занятиях принадлежит музыкальному сопровождению. Музыка влияет на развитие движений, их выразительность. Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие внимания, мышления, памяти, временной и пространственной ориентировки способность уложить свои движения в определенном временном отрезке так, как подсказывает музыка, ее метрическая и ритмическая основа), стимулируют речевую деятельность ребенка, оказывают позитивное влияние на его эмоционально-волевую сферу.
Группу посещают как дети с явлениями парезов, с неловкими, дискоординированными движениями, так и дошкольники с гиперкинезами, тиками, миоклонусами. Поэтому музыкальное сопровождение движений на занятиях подбирается с учетом особенностей всех воспитанников. На занятии звучит не только ритмичная, стимулирующая движения музыка (марш, галоп, полька - музыкальные произведения в короткими, но четко выраженными фразами), но и плавная, со спокойным рисунком, с акцентирующими движения фразами, а также песни с ритмичным припевом и плавным запевом (вальс, колыбельная, музыка, иллюстрирующая явления природы: журчание воды, шум ветерка, дождя и т. д.).
На занятиях систематически проводится работа по развитию устной речи детей: в процессе вербализации игровых ситуаций, словесного объяснения упражнений, в ходе разучивания текстов, песен (уточнение трудных слов, отработка их ритмической структуры, четкости произношения звуков). Проводится работа над обогащением словаря, формируются грамматические обобщения; формы речи поэтапно усложняются.
Основной целью вводных упражнений является настрой на занятие, организация детей. К таким упражнениям относятся вводная ходьба (с соблюдением четкости линий построения, точным согласованием начала движений и их окончания, с началом и концом музыки); легкий бег; чередование ходьбы, бега, прыжков, галопа.
Упражнения ритмической разминки развивают координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега, формируют правильную осанку, навыки движения в коллективе, основные и имитационные движения, развивают ориентировку в пространстве.
Большинству детей с ЗПР свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность - важное условие для становления правильных телодвижений и естественной речи. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием. Установлено, что если мышцы в достаточной степени расслаблены, то эмоциональное возбуждение ослабевает. Поэтому важное место на занятиях коррекционной ритмикой занимают расслабляющие упражнения и упражнения, корригирующие мышечный тонус.
Среди воспитанников специальных групп много детей с дизартрией. Поэтому задания на расслабление или активизацию мышечного тонуса имеют особое значение. Их применяют в целях повышения общего тонуса организма, восстановления объема, силы и качества движений, борьбы с повышенным тонусом, для уменьшения ригидности мышц и синкинезий, восстановления согласованной деятельности ослабленных и здоровых мышц.
Упражнения, активизирующие мышечный тонус, проводятся в начале занятия, а в конце каждого занятия - расслабляющие упражнения (общее время релаксации - не более 10 минут).
Упражнения на внимание развивают быструю и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители, а также все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Дети учатся сосредотачиваться и проявлять волевые усилия. Как правило, на занятии проводится одно упражнение на активизацию внимания.
Упражнения на развитие дыхания вырабатывают правильное диафрагмальное дыхание, увеличивают продолжительность выдоха, его силу. Их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы. В упражнения на развитие дыхания включаются речевой материал, произносимый на выдохе, произношение на выдохе гласных и согласных. С этих упражнений начинается работа над голосом и дикцией.
Пение корригирует темп речи, нормализует дыхание. В ходе работы над текстом песни проводится коррекция устной речи. Необходимо тщательно разъяснить детям содержание текста песни, неоднократно громко и четко проговорить текст.
Упражнения на развитие согласованности речи и движения формируют навык скоординированности движений, разнородных по направлению, скорости, напряженности. Эти упражнения могут проводиться с музыкальным сопровождением или без него. Сначала разучивается текст, затем движение. Поэтому текст можно разучивать с детьми на любых других занятиях.
Важное место на занятиях коррекционной ритмикой занимают упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционных органов. Их цель - привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают при движениях мышц пальцев, языка и губ, научить их управлять этими движениями. Данные упражнения способствуют развитию координации движений, повышают общую работоспособность ребенка на занятиях. Так как при дизартрии наблюдаются парезы лицевой мускулатуры различной выраженности, то в коррекционную ритмику включаются упражнения для восстановления и развития мимических движений.
Большое внимание на занятиях коррекционной ритмикой уделяется играм на обобщение, расширение и активизацию словарного запаса, на развитие грамматического строя речи, на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов. Эти игры проводятся с мячом. Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а поскольку мяч в игре может быть брошен педагогом любому ребенку, у детей формируется и произвольное внимание. Игры с мячом побуждают ребенка к общению, развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность движения, развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу (что особенно важно для гипервозбудимых детей), развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции.
Подвижные игры характеризуются большой эмоциональностью. В них включаются различные формы передвижения - бег, прыжки, поскоки, ходьба и т.п. Они требуют быстроты, силы, ловкости, координации движений, выносливости и оказывают всестороннее воздействие на организм, вызывая значительные изменения функций мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Подвижные игры используются с учетом возраста детей, их состояния здоровья, физической подготовленности, психического развития, индивидуальных особенностей личности.
Детям с ЗПР и дизартрией рекомендуются подвижные игры с умеренной психофизической нагрузкой под ритмичную, негромкую музыку в среднем темпе. Это обусловлено тем, что дети эмоционально возбуждаются и не чувствуют наступающей усталости.
На занятиях коррекционной ритмикой возможно использование элементов психогимнастики, пантомимы, импровизации.
В конце занятий подводятся итоги, - дается положительная эмоциональная оценка работы детей, например: «Мне было приятно работать с вами. Жаль, что занятие так быстро закончилось и приходится расставаться». В не меньшей степени важно узнать и мнение детей о занятии. Для этого им задают вопросы: «Что вам понравилось? Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным?» и т. д. Итог может быть подведен и в игровой форме. Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали с радостью следующей встречи.
 
Елена_МарковнаДата: Вторник, 13.08.2013, 23:27 | Сообщение # 18
оратор
Группа: Модераторы
Сообщений: 815
Статус: Offline
ПРОДОЛЖЕНИЕ

Конспект занятия «Лиса с лисятами» (средняя группа)

Под звуки музыки дети заходят в зал, оформленный, как зимний лес. Зимний лес, добрый лес Полон сказочных чудес! Мы пойдем гулять сейчас, Позовем с собою вас. Ведет тропинка прямо в лес! Идем по ней мы дружно!
. Вводные упражнения.
Марш
Научились мы ходить, ножки поднимая! Раз-два, малыши весело шагают. Вот какие малыши - весело шагают! Раз-два, малыши ножки поднимают. Легкий бег
Побежали, побежали
Детки по дорожке.
На снегу следы оставят
Маленькие ножки. Спокойная ходьба
Ой, как тяжело бежать,
Начинаем мы шагать.
. Упражнение на развитие зрительной памяти и пространственного мышления. (Игра «Замочная скважина)
Дефектолог и дети подходят к «лесу». Видят «дверь» с «замочной скважиной».
Что же приготовил нам сказочный лес? Кто нас там ждет? Давайте заглянем в замочную скважину.
Дети через отверстие в большом листе рассматривают картину, которая находится за этим листом. Дефектолог водит «скважиной» по картине.
Что увидели? (Лису с лисятами.) Давайте еще раз себя проверим: вот рыжий лисий хвост, лисьи лапы, вытянутая мордочка, лисьи уши. А вот маленький лисенок, еще один ...
Зимний лес, добрый лес Полон сказочных чудес!.. Вы теперь не ребятишки, Не девчонки, не мальчишки, А лисята вы, друзья, Поиграю с вами я. Дети надевают шапочки лисят, а дефектолог - лисы.
В кого вы превратились? (Влисят.) Сколько лисят? (Много лисят.) А я буду большой лисой.
. Упражнения на развитие согласованности слова и движения. (Усвоение образных движений, развитие общей моторики чувства ритма, координации движений.)
Упражнение «Лисичка»
Шубы нет в лесу рыжей,
Зверя нет в лесу хитрей. (Руки перед грудью, мягко переступать на носочках под музыку, поворачивая голову влево-вправо.)
Что лисята делают? (Бегают.)
А я хитрая лиса,
Леса зимнего краса.
Упражнение «Лиса заметает следы» Дети мягко переступают на носочках под музыку с одновременными движениями рук за спиной (вправо-влево).
Что лисята делают? Следы заметают (Перестроение в круг.) У лисицы острый нос. (Показать руками, какой острый нос.) У нее пушистый хвост,
Шуба рыжая лисы Несказанной красоты.(Оглаживать воображаемый хвост, бока, грудь.) :
Лиса павою похаживает,
Шубу пышную поглаживает.
(Величаво, медленно идти по кругу, как і бы оглядываясь на хвост - голова вправо-влево.)
Я - охотница до птицы! Кур ловить я мастерица! Как увижу - подкрадусь И тихонько затаюсь.
(Бесшумно (крадучись) идти на носочках, затем сесть, пригнуться.)
После прыгну и схвачу,
К себе в норку затащу.
(Вскочить, изобразить хватательные движения.)
Что делали лисята? (Подкрадывались, прыгали, хватали.)
. Упражнение, регулирующее мышечный тонус. («Лисята резвятся».)
Поели лисята, отдохнули и стали резвиться - соревноваться, кто быстрее бегает.
Я бегу, скорей бегу,
Может, первым прибегу.
Дети под музыку бегут на месте, музыка замедляется, замолкает - «падают», расслабляются, выдох «фу».
Что лисята делали? (Бегали, отдыхали, лежали.)
. Упражнение на развитие дыхания. («Лисята здороваются с солнышком».)
Дети сидят на коленях, кисти рук упираются в пол. Медленно поднять руки вверх, скользя по туловищу, голову поднять вверх - вдох через нос, медленно вернуться в исходное положение - выдох через рот.
. Упражнение на развитие мелкой моторики, чувства темпа и ритма в движении. Пение.
Кого лиса ловит в лесу? Кто ее боится? (Зайка, мыши.)
Чтобы поймать зайца или мышку, лисичке надо потрудиться. Попробуй зайца быстрого догони, да еще сумей волку в пасть не угодить. Давайте споем для лисички песенку «Заинька, зайка...»
Дефектолог раздает детям карточки с наклеенными комочками ваты. Дети поют песню и одновременно нажимают каждым пальчиком поочередно на ватные комочки.
. Упражнения на развитие артикуляционной и мимической моторики.
Входит заяц (переодетый воспитатель). Скачет к лесной елочке. Заяц.
Хоть зимой я побелел,
Шубку теплую надел,
Очень трудно мне бывает.
В лютый холод и мороз
Ушки, лапки замерзают,
Сильно зябнет зайкин нос.
И хоть я совсем не трус,
Я всего, всего боюсь! Ой, кто это?
(Замечает лисят, пугается, дрожит.)
Упражнение «Лисята облизываются» Рот открыт, губы в улыбке, кончиком зыка облизать губы, делая движения по кругу.
Упражнение «Лисята показывают острые зубки» Рот открыт, зубы сомкнуты, губами имитируется произнесение звука «И».
Заяц.
Вы меня не обижайте,
Не гоните, не пугайте,
А со мною поиграйте.
Мы тебе поможем согреть твои ушки, носик и лапки.
Проводится массаж щек, носа, подбородка, лба мягкими зубными щетками «снежинки покалывают»).

8. Подвижная игра («Зверята и медведь»). Заяц. Вы помогли мне согреться, а я вам за это сказку расскажу.
Зайка по лесу скакал,
(Заяц-воспитатель скачет по залу.)
А медведь в берлоге спал.
(Один ребенок изображает медведя, спящего в берлоге.)
Ближе зайка подбежал
(Подбегает к «медведю».)
И лисят к себе позвал.
(Дети-лисята подбегают к зайцу.)
Услыхал медведь
(«Медведь» открывает глаза, просыпается.)
И давай реветь:
Кто мне тут мешает спать? Я могу вас всех поймать! (Заяц и лисята убегают от медведя.)
Грозно лапкой помахал,
Всех зверушек распугал.
Затем медведем выбирается другой ребенок. Игра повторяется 2-3 раза. в конце игры заяц пугается, убегает:
Кто-то зайку испугал,
Зайка - прыг и ускакал.
. Итог.
Раз, два, три, четыре, пять,
Лисята стали детками опять. (Снимают шапочки.)
Дефектолог хвалит ребят и угощает их печеньем в виде рыбок: так лиса-мама угощает рыбкой своих лисят.
До свиданья, добрый лес,
Полный сказочных чудес!
Подружились мы с тобой,
А теперь пора домой.

10. Релаксация.
Дефектолог и дети под спокойную музыку проходят спокойным шагом по залу, восстанавливают дыхание, расслабляются и возвращаются в группу.
Таким образом, в ходе работы была разработана программа коррекционных занятий с детьми с ЗПР, которую можно использовать в ходе работы с детьми 3-6 летнего возраста.

Литература

1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика // Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. СПб., 2005.
2. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей, 2007.
. Шашкина <http://www.ozon.ru/context/detail/id/2349294/> Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. Учебное пособие. М., 2005.
. Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» (программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта) под ред. Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. - М., 2002.
. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под ред. Шевченко С.Г. - М., 2003.
 
Елена_МарковнаДата: Вторник, 13.08.2013, 23:29 | Сообщение # 19
оратор
Группа: Модераторы
Сообщений: 815
Статус: Offline
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Занятия музыкой в любой форме вызывают у детей повышенный интерес и оказывают на них очень сильное эмоциональное воздействие. Это очень важно для их успешного развития, т. к. эмоции воздействуют на ощущения, восприятие, воображение, память, мышление ребенка. Именно поэтому музыкальные занятия всегда должны нести яркие положительные эмоции. Только на этом фоне можно успешно взаимодействовать с детьми, решая при этом воспитательные, образовательные и коррекционные задачи.
В ходе проведения музыкальных занятий с детьми, имеющими задержку в психическом развитии, педагог учитывает их быструю утомляемость и другие особенности психического развития. Он внимательно наблюдает за вниманием и заинтересованностью детей, чтобы вовремя переключить их на другой вид деятельности. Педагог может варьировать структуру занятия, а если необходимо, то и его продолжительность в зависимости от самочувствия детей или даже от погодных условий.
Занятия с детьми ЗПР могут иметь самую разнообразную форму. Главное, чтобы они чередовали в себе разные виды деятельности, что помогает сохранить заинтересованность детей, не допуская их переутомления. Музыкальный репертуар должен нравиться детям и быть доступным.
На первом этапе работы следует исключить подвижные игры с элементами соревнования и парные танцы. Так как в группах преобладают гиперактивные дети (в основном мальчики), основу танцевального репертуара должны составлять композиции в наибольшей степени отражающие особенности их психологии. Этому же должны соответствовать и атрибуты танцевальных композиций – мечи, щиты, барабаны и т.д. Все это способствует развитию их эмоционально – волевой сферы, воспитывает в мальчиках силу, мужественность, придает движениям выразительность. Так же больше внимания уделять упражнениям на развитие слухового внимания, ритма, танцам с предметами, развивающими у детей функции захвата и удержания, дидактическим играм на развитие сенсорных способностей. Активно использовать игры – потешки, развивающие мелкую моторику пальцев рук, т. к. мелкие движения пальцев, давление на их кончики активизируют незрелые клетки коры головного мозга, «отвечающие» за формирование речи ребенка.
Во время пения следует уделять внимание певческой установке, упражнениям на развитие координации слуха и голоса с обязательным использованием жеста и коврографа, чтобы подключить к работе зрительную и двигательную память детей, а также артикуляции и мягкой голосоподаче. Детям очень нравятся музыкальные приветствия, распевания с использованием имен и коротких музыкальных фраз с различной интонацией (напевно, отрывисто…) и динамикой. Работа над песней продвигается медленно, поэтому желательно планировать на занятие одну – две песни для детей старшего возраста.
В связи с тем, что эмоциональная сфера детей ЗПР не развита, целесообразно включать в музыкальные занятия этюды и композиции на развитие эмоций, мимики и пантомимики, упражнения на релаксацию, чтобы научить их снимать эмоциональное напряжение. А умение понимать свои чувства и чувства других людей будет способствовать развитию выразительных движений, способности слушать и понимать музыкальное произведение. Игры и игровые упражнения занимают особое место в развитии ребенка, т. к. способствуют эмоциональному раскрепощению ребенка, приучают его слушать и слышать взрослого, обучают самоконтролю и взаимодействию друг с другом.
Для активизации детей и усиления эмоционального впечатления от музыки на занятиях следует применять игровые, наглядно – слуховые, наглядно – зрительные приемы: мягкую игрушку (бибабо), художественные иллюстрации и репродукции, наглядно – дидактический и поэтический материал, музыкальные инструменты. Это способствует эмоциональному развитию детей, а также речи, фантазии, воображения, творческих проявлений. Например, наглядный прием «цвет - настроение» позволяет выявить, как дети реагируют на музыку, закрепить представления об ее характере и настроении в игровой форме.
Одним из самых главных условий успешной работы с детьми является индивидуальный подход к ребенку. Следует уделять время каждому и никогда не принуждать его к действию. Педагог может увлечь ребенка с помощью выразительной интонации голоса (изменения ее во время беседы или пояснения), мимики, жеста, тактильных прикосновений. Это помогает усилить или ослабить эмоциональные проявления ребенка. А взаимодействие детей с яркими куклами, сказочными персонажами, «живыми игрушками» в исполнении взрослых просто необходимо!
В качестве примера могу привести ситуацию с девочкой Аней, имевшей нарушения в общении, боязнь пространства. Девочка не воспринимала речь, отказывалась от общения с детьми и взрослыми, молчала или рыдала в группе, опустив низко голову и прикрывая ее руками. На музыкальные занятия приходила, держась обеими руками за воспитателя и повиснув на нем всем телом. Предлагаемые атрибуты для танцев в руки не брала. Во время осеннего праздника, который вел Петрушка на ширме (пел песенку, играл на музыкальных инструментах, загадывал загадки), на его просьбу взять красивые кленовые листья и потанцевать с ними, Аня подбежала к нему, выхватила у Петрушки листья и устремилась в центр зала, где первая приняла подготовительную к танцу позу. Что же произошло? По мнению специалистов, у девочки накапливались положительные эмоции от общения с детьми и взрослыми, во время праздника к этому добавилось состояние положительного стресса, что и привело к эмоциональному сдвигу. Этот сдвиг выразился в желании активно взаимодействовать с детьми и веселой игрушкой, т. е. произошло «снятие закрытой позы».
В заключении могу сделать вывод, что положительного результата на музыкальных занятиях с детьми ЗПР можно достичь при следующих условиях:
1.Занятия должны быть динамичными и эмоционально насыщенными.
2.Необходим индивидуальный поход к ребенку (называть по имени, смотря в глаза…).
3.Использование наглядных приемов в сочетании с практическими
( повтор, упражнения).
4.Тщательный подход к подбору детского репертуара.
5.Необходимо поощрять детей (словом, жестом, улыбкой, прикосновением…).
Соблюдение всех этих условий сделает музыкальные занятия увлекательными и самыми желанными для ребенка.
 
Елена_МарковнаДата: Вторник, 13.08.2013, 23:31 | Сообщение # 20
оратор
Группа: Модераторы
Сообщений: 815
Статус: Offline
Использование элементов коррекционной ритмики на интегрированных занятиях с детьми с задержкой психического развития
Cогласно данным исследований конца 90-х гг. XX века, количество детей с задержкой психического развития постоянно увеличивается. Этому можно дать несколько объяснений: во-первых, объективно растет число факторов, способных стать причиной нарушения развития; во-вторых, усложняющиеся школьные программы оказываются посильными для все меньшего количества учеников; и, в-третьих, совершенствующиеся методы диагностики позволяют точнее определять уровень развития ребенка, отделяя не только "норму" от "не нормы", но и выявляя разные формы и степени нарушений.
Уточняются и усложняются задачи, стоящие перед специалистами, работающими с этой категорией детей.
Основной целью коррекционной работы с детьми с ЗПР является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности ребенка. Коррекционно-педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предубеждение нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Задержка психического развития (ЗПР) у детей является сложным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.
ЗПР относится к «пограничной» форме нарушения развития ребенка. При ЗПР имеет место неравномерность формирования различных психических функций, типичным является сочетание, как повреждения, так и недоразвития отдельных психических функций с сохранными. При этом глубина повреждений и/или степень незрелости может быть также различной.
Особенности проявления ЗПР.
Дети с задержкой психического развития являются наиболее сложными в диагностическом отношении, особенно на ранних этапах развития.
У детей с ЗПР в соматическом состоянии наблюдаются частые признаки задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста), запаздывает формирование ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности
У этих детей отмечаются особенности эмоционально-волевой сферы (её незрелость) и стойкие нарушения в познавательной деятельности.
Эмоционально - волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. У детей с ЗПР отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерны слабая воля и слабая заинтересованность в оценке их деятельности. Игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием. У этих детей низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.
В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость. Для ребенка с ЗПР необходим более длительный период для приёма и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений.
Для детей с ЗПР характерны ограниченный (гораздо беднее, чем у нормально развивающихся детей того же возраста) запас общих сведений об окружающем, недостаточно сформированные пространственные и временные представления, бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности.
Незрелость функционального состояния ЦНС служит одной из причин того, что дети с ЗПР не готовы к школьному обучению к 7 годам. У них к этому времени, как правило, не сформированы основные мыслительные операции, они не умеют ориентироваться в заданиях, не планируют свою деятельность. Такой ребенок с трудом овладевает навыками чтения и письма, часто смешивает буквы, сходные по начертанию, испытывает трудности при самостоятельном написании текста.
Проблемы в обучении этих детей столь значительны, что для них создаются специальные (коррекционные) группы в условиях дошкольного образовательного учреждения, в которых детям оказываться не только педагогическая, но и логопедическая и психологическая помощь.
В МБДОУ д/с № 67 с 2005 года функционирует группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.
С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка.
Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности. Многие исследователи (Е.М. Мастюкова, С.М. Миловский, И.В. Евтушенко, Е.А. Медведева, Г.А. Бутко) в своих работах показали, что музыкально-ритмические занятия имеет большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы, хорошо поддаются коррекции специфическими средства воздействия на ребенка, свойственными ритмике.
С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка. Музыкально - ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность.
Коррекционно-развивающее занятие «Коррекционная ритмика» является эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с ЗПР, построенного на сочетании музыки, движения и слова.
«Коррекционная ритмика» - это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психологических упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.
Задачи, содержание, структура занятий с элементами КР.
Коррекционная ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии (с элементами кинезитерапии) средствами специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР средствами музыкально - ритмической деятельности и психоразвивающих упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова. Основными целями коррекционной ритмики являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка (Е.А.Медведева, 2002).
Учитывая, что занятия с элементами КР являются частью образовательной и коррекционно-развивающей работы в детском саду, можно выделить четыре основных направления работы с детьми, реализуемые на занятиях с элементами КР: оздоровительное, образовательное, воспитательное и коррекционно - развивающее.
 
Елена_МарковнаДата: Вторник, 13.08.2013, 23:31 | Сообщение # 21
оратор
Группа: Модераторы
Сообщений: 815
Статус: Offline
ПРОДОЛЖЕНИЕ

Занятия с элементами КР способствуют укреплению у детей мышечного корсета, у детей формируются правильное дыхание, развиваются моторные функции, воспитывается правильная осанка, походка, грация движений, что способствует в целом оздоровлению всего детского организма.
Образовательное направление определяются задачами из «Образовательной программы» - С. Т. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».
Занятия с элементами КР способствуют воспитанию нравственных личностных качеств и эмоциональной отзывчивости, дисциплинированности, взаимопомощи, ответственности к заданию, самостоятельности, собранности и т.д. На занятиях воспитывается способность восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом. Это способствует развитию творческих способностей детей.
Включенные в занятие игры имеют особое значение. Это связано с тем, что игра являются основной формой деятельности дошкольников. Они способствуют развитию произвольности движений и поведения, развитию мышления, личностных качеств детей. Соревновательный характер подвижной игры активизирует личностные, и познавательные качества ребёнка. Вызывает стремление осознать правила игры, даёт возможность почувствовать свое место в команде, свою роль в общей игре. Чтобы быть ребенку быть успешным в игре среди детей, ему необходимо вовремя включиться в деятельность, правильно выполнять движения и действия. Таким образом, предъявление на занятия с элементами КР заданий в игровой форме и проведение игр позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающего воздействия, а при работе с детьми с ЗПР, иногда это и единственный способ решить на занятии все поставленные задачи. Следует также отметить, что игры создают благоприятные условия для развития творческого воображения.
На основании изученной литературы и опыта работы в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития специалистами МБДОУ д/с № 67 были разработаны интегрированные музыкальные занятия. Занятия проводятся 1 раз в месяц и строятся по определенной постоянной схеме:
1. Вводная часть:
- Ритуальное приветствие «Здравствуйте, дети!» интонирование голосом «нараспев» музыкальным руководителем, психологом и детьми.
- Музыкально-ритмическое упражнение («Поезд»: топающий шаг по кругу друг за другом, с круговыми движениями согнутых в локтях рук, «Я бегу, бегу, бегу» и т.д.).
2. Основная часть:
- Упражнения- игры на внимание («Угадай, кто тебя позвал?», «Что изменилось в этой комнате?», «Кто к тебе прикоснулся?» и т.д.).
- Пение (в соответствии с образовательной программой).
- Игры, танцы, хороводы (в соответствии с образовательной программой).
3. Заключительная часть:
- Упражнения на релаксацию с музыкальным сопровождением («Снежная баба», «Сдвинь камень», «Облака», «Расслабление в позе морской звезды» и т.д.).
- Ритуальное прощание (передача кивка головой по кругу, передача рукопожатия по кругу).
Элементы релаксации, активизируя деятельность нервной системы, регулируют настроение и степень психического возбуждения, позволяют ослабить или нейтрализовать вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение ([19], А.С. Ромен, Э.С. Исакова, 1977; Д. Мюллер-Хегеман, М. Махач, 1983; Ота Грегор, 1991, и др.). Такое физиологическое действие релаксации на организм обуславливает целесообразность ее проведения в заключительной части музыкального занятия. Рекомендуется использовать комплексы упражнений на расслабление, знакомые детям, то есть отработанные на коррекционных занятиях с психологом.
Таким образом, ориентируясь на совместный опыт работы музыкального руководителя и педагога-психолога, можно сделать вывод, что интегрированные занятия с элементами коррекционной ритмики являются эффективной коррекционной технологией и ее можно рекомендовать к использованию в других детских садах, работающих с аналогичной аномалией развития детей.
Библиографический список.
1. Актуальные проблемы диагностики ЗПР //Под ред. К.С. Лебединской. - М.: Педагогика, 1982. - 344 с.
2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластики детей).- СПб: ЛОИРО, 2000. – 200 с.
3. Деревянкина Н.А. Эмоциональный мир ребенка с ЗПР.-М.: Книга, 2004 - 324с.
4. Задержка психического развития// Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Проспект, 2003. - 800 с.
5. Каплунова И. М., Новооскольцева И. А. Программа «Ладушки».- СПб: «Композитор», 1999 – 59 с.
6. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика //Под ред. Е. А. Медведевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 224 с.
7. Никишина В.Б. Психологическое исследование особенностей когнитивной сферы детей с задержкой психического развития и с умственной отсталостью// Ярославский педагогический вестник. - №4. - 2002. - С. 19.
 
Елена_МарковнаДата: Вторник, 13.08.2013, 23:51 | Сообщение # 22
оратор
Группа: Модераторы
Сообщений: 815
Статус: Offline
Развитие детей с задержкой психического развития средствами музыкального искусства СКАЧАТЬ

 
EljaДата: Воскресенье, 18.08.2013, 18:15 | Сообщение # 23
гость
Группа: Пользователи
Сообщений: 6
Статус: Offline
Елена Марковна, спасибо за Ваш отклик и оперативную помощь!
 
Лариса_АнатольевнаДата: Понедельник, 04.11.2013, 11:36 | Сообщение # 24
увлеченный
Группа: Друзья
Сообщений: 318
Статус: Offline
Игровая коррекционно-развивающая методика «Волшебные клавиши» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья



http://www.deti-club.ru/igrovay....lavishi
 
elenabordakДата: Понедельник, 01.09.2014, 21:22 | Сообщение # 25
гость
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Статус: Offline
Добрый вечер, кто нибудь может поделиться опытом работы со слабовидящими и слепыми детками в саду?
 
aurataДата: Понедельник, 22.09.2014, 21:35 | Сообщение # 26
гость
Группа: Пользователи
Сообщений: 6
Статус: Offline
Здравствуйте! У меня в этом году группа детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с ЗПР. Никогда раньше не сталкивалась. Пожалуйста, поделитесь опытом!
 
charas2003Дата: Среда, 21.01.2015, 19:55 | Сообщение # 27
гость
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Статус: Offline
elenabordak, ДОБРЫЙ ВЕЧЕР, ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ МУЗЫКАЛЬНОГО САДА, УВИДЕЛА ВАШЕ СООБЩЕНИЕ. Я РАБОТАЮ В ДЕТСКОМ САДУ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ И СЛЕПЫМИ, УЖЕ 18 ЛЕТ. ОБРАЩАЮСЬ НА ВСЕХ МУЗСАЙТАХ  К ПЕДАГОГАМ, КОТОРЫЕ РАБАТАЮТ С ТАКИМИ ЖЕ ДЕТЬМИ. НАМ НУЖНО ОБЪЕДИНИТЬСЯ И ДЕЛИТЬСЯ ОПЫТОМ. НО ПОКА НИКТО НЕ ОТОЗВАЛСЯ. ЕСЛИ ВАС ЧТО-ТО ИНТЕРЕСУЕТ КОНКРЕТНО, ОБРАЩАЙТЕСЬ ЧЕМ МОГУ ТЕМ ПОМОГУ.
 
ZHANIKДата: Воскресенье, 08.02.2015, 13:50 | Сообщение # 28
гость
Группа: Пользователи
Сообщений: 19
Статус: Offline
Коллеги, читаю и просто грустно становится. С какими детками нам приходится работать. А ведь нас этому не учат: какие у них особенности, как с ними работать и т.д. Возникает всегда куча проблем и решаем сами методом проб и ошибок. 

На сайте "перлина..." есть интересные материалы для деток ЗПР.


Сообщение отредактировал ZHANIK - Воскресенье, 08.02.2015, 13:58
 
kuryakДата: Понедельник, 19.10.2015, 20:57 | Сообщение # 29
гость
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Статус: Offline
Девочки, добрый вечер, да, нас не учат работать с такими детками. Но тем не менее даже заставляют писать программу  работы с детьми с ЗПР и ОВЗ и т. д. Кто- нибудь писал такую программу? Поделитесь пожалуйста!!!
 
Nata1373Дата: Четверг, 12.05.2016, 16:08 | Сообщение # 30
гость
Группа: Проверенные
Сообщений: 12
Статус: Offline
Уважаемые коллеги! Тоже обращаюсь за помощью! Нас тоже обязали писать индивидуальную программу на детей с ОВЗ. Даже не знаю, как к ней подступиться. Может кто-нибудь  ведет индивидуальные карты развития (может они и не так называются???). Мне хотя бы "рыбу", хоть что-нибудь, на что можно опереться.
 
Форум » Музыкальному руководителю детского сада » Методическая копилка » Работа с особенными детками (материалы для работы с детьми с особенностями развития)
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск: